Александр Мишарин
первый вице-президент ОАО «Российские железные дороги»

Положительный эффект в результате строительства высокоскоростного сообщения на экономику страны и особенно регионов, находящихся в зоне пролегания ВСМ, очевиден. Какие изменения могут произойти в сегменте пригородных перевозок? Рассматривается ли возможность организации ускоренных пригородных поездов?

Закладывая сегодня параметры будущих ВСМ, мы исходим из того, что эти магистрали должны стать основой для принципиально новой мультимодальной транспортной системы, объединяющей высокоскоростной и традиционный железнодорожный, авиа- и автотранспорт.

Объединение должно состояться как на физическом уровне путем строительства общих пассажирских транспортно-пересадочных терминалов, так и на информационном – с взаимной интеграцией систем управления перевозками и продажи услуг.

Это позволит создать единую маршрутную сеть построенную по принципу Hub-and-spoke. Станции ВСМ будут являться узлами, на которых пассажир, прибывший на высокоскоростном поезде, сможет произвести пересадку и продолжить путешествие в радиальном направлении на автомобильном или железнодорожном пригородном транспорте.

Например, поездка от Москвы до Арзамаса будет проходить до Нижнего Новгорода по ВСМ, а далее – комфортабельным пригородным электропоездом по традиционной железной дороге до пункта назначения, при этом система бронирования сама подберет удобные стыковки на вокзале Новгорода и выдаст единый проездной документ.

Поэтому на пригородных перевозчиков возлагается важная задача по расширению географии маршрутов ВСМ и предоставлению современных транспортных услуг не только для жителей городов с остановочными пунктами магистралей, но и для жителей соседних агломераций.

Между станциями, расположенными на самих ВСМ, предусматривается движение ускоренных пригородных поездов.

Основным требованием к экономике данного вида перевозок являются низкие эксплуатационные издержки, поэтому оптимальной для таких поездов является скорость до 200 км/ч, а компоновка составов должна предусматривать максимальную вместимость при комфорте, достаточном для путешествия, время которого составляет менее 1 часа.

Изменится ли конфигурация рынка железнодорожных перевозок дальнего следования в результате изменения объемов и характера пассажиропотока, связанного с развитием высокоскоростного движения в европейской части России?

Безусловно, в связи с созданием сети ВСМ потребуется пересмотр плана формирования и графика движения поездов дальнего следования, курсирующих по европейской части России. Изменения, связанные с отменой поездов, коснутся преимущественно маршрутов дублирующих ВСМ, при этом на других направлениях появятся дополнительные возможности по увеличению объемов перевозок.

ВСМ будут соединены с существующей сетью железных дорог, что обеспечит возможность пропуска поездов дальнего следования, значительно сократив их время в пути за счет повышения скорости до 200 км/ч.

Вопрос о том, какие именно маршруты поездов дальнего следования пройдут по ВСМ, будет решаться непосредственно перед их вводом в эксплуатацию, но уже сегодня можно выделить корреспонденции с потенциально высоким пассажиропотоком, которые могут быть переведены в наиболее удобный для пассажиров ночной режим (отель на колесах).

Например, время в пути поезда №026 Москва – Ижевск благодаря инфраструктуре ВСМ-2 может быть сокращено с существующих 17 часов 04 минут до 10 часов; поезда №133 Санкт-Петербург – Казань – с 21 часа 32 мин до 12 часов 30 минут.

ВСМ-2 даст значительное сокращение времени в пути и для скорых фирменных поездов, следующих на более длинные расстояния. Например, от Москвы до Екатеринбурга можно будет доехать за 16 часов, вместо нынешних 26 часов 19 минут.

Насколько оправдана организация совмещенного скоростного пассажирского и грузового движения в России и на пространстве 1520?

Надо отметить, что под грузовым движением по ВСМ мы подразумеваем контейнерные поезда с соответствующими техническими требованиями по обеспечению безопасности.

Не говоря о коммерческих эффектах от сокращения времени доставки грузов, движение таких поездов по ВСМ оправдано технологическими особенностями работы магистрали. В силу рыночного спроса, перевозка пассажиров высокоскоростными поездами осуществляется преимущественно с 6 до 24 часов. Таким образом, пропуск по ВСМ контейнерных поездов позволит загрузить простаивающие в ночное время пропускные мощности магистрали.