Алексей Цыденов– В первую очередь надо довести до практической реализации те решения, которые уже приняты. С точки зрения нормативного регулирования действительно целый пакет документов требует принятия. Это и законы, и правила технической эксплуатации, и изменения в технический регламент, и сертификационные требования как к объектам инфраструктуры, так и к подвижному составу, и пр. Мы их уже рассмотрели и понимаем, в каком направлении следует работать.

Подписанный с китайской стороной меморандум определил основные моменты сотрудничества наших стран, состоялся конкурс по выбору организации, которая будет заниматься проектированием. Это показывает, что проект вошел в фазу практической реализации и все теперь зависит от нас.

Алексей Цыденов, заместитель министра транспорта РФ

ВСМ: вопрос «быть или не быть» решен

Вопрос, быть или не быть сети высокоскоростных железных дорог в России, на сегодня, по сути, решен. Даже скептики вынуждены признать, что будущее страны немыслимо без увеличения мобильности населения. Теперь разговор идет о том, как воплощать в жизнь имеющиеся планы. Хватит ли сил реализовать их так, чтобы не подорвать экономику государства? К тому же необходимо четко понимать, какие ресурсы (технологические, финансовые, интеллектуальные) у нас уже есть, а какие еще только предстоит сгенерировать.

Есть в планах, нет в законах

Александр МишаринВ ходе Х Международного бизнес-форума «Стратегическое партнерство 1520», прошедшего летом в Сочи, неоднократно отмечалось, что проект ВСМ в России вступил в фазу практической реализации. Принято принципиальное решение, формируется команда проектировщиков, дорабатываются организационные и финансовые модели. «Сегодня это государственно-частное партнерство, – констатирует первый вице-президент ОАО «РЖД» Александр Мишарин. – Правительство акцептовало инвестдекларацию проекта, предусматривающую его реализацию на основе концессии. В соответствии с подписанным представителями России и Китая в мае 2015 года меморандумом мы должны сформировать межправительственное соглашение для конкретного договора». Разработкой документа занимается специально созданная российско-китайская рабочая группа.

По словам А. Мишарина, новый проект требует корректировки нормативной базы, в том числе внесения термина «высокоскоростной же­лезнодорожный транспорт» в закон о железнодорожном транспорте, а также изменений в законы об особенностях управления и распоряжения имуществом железных дорог и пр. При этом важно определить, кто станет уполномоченным представителем концедента. «Наши расчеты показывают, что целесообразно наделить этим статусом ОАО «РЖД», так же как в случае с высокоскоростными автодорогами было сделано в отношении ГК «Автодор», – говорит А. Мишарин.

Иннокентий ИвановЮристы высказывают аналогичное мнение. Партнер и глава практики в сфере инфраструктуры и транспорта в России Freshfield Bruckhaus Deringer Иннокентий Иванов отмечает, что сложившаяся мировая практика закрепления за национальной государственной железнодорожной компанией полномочий по реализации проектов в сфере ВСМ (речь идет не только о китайском, но и о европейском опыте) у нас до сих пор не нашла законодательного отражения, однако это необходимо для ускорения всего процесса.

Строим новое – проблемы старые

Геннадий ТалашкинПо мнению президента Союза строителей железных дорог Геннадия Талашкина, строительство новой инфраструктуры упирается в старые проблемы. «Текущее законодательство не соответствует вызовам времени, – поясняет он. – Мы сталкиваемся с отсутствием правовых и законодательных инициатив, обеспечивающих нормальный процесс проектирования и строительства». Что же именно требуется? По словам Г. Талашкина, необходимо откорректировать законодательство в части порядка изъятия земель под строительство ВСМ, упорядочить процедуру проведения государственной экологической экспертизы, сократить сроки прохождения согласовательных процедур.

Кое-что уже сделано. Например, внесены поправки в Земельный кодекс РФ, значительно упрощающие порядок изъятия земель. При этом расчеты показывают, что по новому законодательству отдельные участки под ВСМ Москва – Казань будут изъяты только в 2018 году. Министерство земельного имущества Респуб­лики Татарстан подсчитало, что линия ВСМ от границ Марий Эл до ст. Казань-2 пройдет по 1602 земельным участкам и в Казани – по 1940. Поэтому Татарстан предлагает передать вопрос изъятия федеральных земель под строительство на региональный уровень, что позволит значительно сократить сроки проведения работ и ускорить проектирование.

«При формировании полосы отвода будущей трассы также остро встанут вопросы земельно-имущественного характера, – полагает Г. Талашкин. – Необходимо на федеральном уровне принять поправки в уже измененный Земельный кодекс для упрощения механизма изъятия: например, наделять соответствующие организации полномочиями только в период строительства ВСМ Москва – Казань, при этом сроки уведомления собственников земельных участков можно сократить с года до 3 месяцев».

Александр Мишарин– Нам нужно поддерживать позитивное отношение к этому проекту у населения и руководства регионов. Проведение своевременной разъяснительной работы очень важно. В качестве одной из значимых площадок для лоббирования и отработки необходимых решений мы рассматриваем ассоциацию губернаторов и мэров городов. В нее уже вошли мэры и губернаторы Казани, Нижнего Новгорода, Чебоксар, Сочи, Краснодара. Я думаю, она будет развиваться и дальше.

Создание информационных центров по поддержке проекта не менее актуально, чем решение вопросов финансирования или внедрения новых технологий, а в период стройки – и вовсе обязательно. Об этом говорит опыт Германии, где в таком центре была отражена вся история строительства высокоскоростных железных дорог.

Александр Мишарин,
первый вице-президент ОАО «РЖД»

На что мы способны

Готова ли отечественная стройиндустрия к строительству ВСМ? «Если и готова, то не полностью, – считает А. Мишарин. – Хотя самый крупный в истории современной России конкурс на проектирование, где одним лотом разыгрывались проектные работы сроком 1,5 года и объемом 21 млрд руб., уже проведен». Подобных прецедентов до сих пор действительно не было – на предыдущем крупном конкурсе борьба шла за проект ЦКАД объемом 9 млрд руб. 

Проект ВСМ намного сложнее, так как предусматривает не только освоение целого ряда регионов, но и использование новых технологий. «Поэтому мы рассчитываем не только на себя, но и на китайских и европейских коллег, которые уже имеют необходимый опыт», – отмечает А.Мишарин.

Технические решения – одна из важнейших составляющих проекта. Предстоит освоить массу новаций, например укладку безбалластного пути, которая сегодня практически не применяется. Новые требования будут предъявлены к транспортным пересечениям. «В проект закладывается 128 автодорожных путепроводов, 70 км эстакад, 53 крупных моста, из них 5 – через крупные реки, – рассказывает А. Мишарин. – Все это потребует современных технических решений, потому что без них уложиться в стоимость проекта невозможно».

По оценкам А. Мишарина, сегодня порядка 80% всей необходимой продукции и материалов можно обеспечить за счет российской промышленности, остальные 20% пока планируется покупать или локализовывать выпуск в России. В частности, это касается контактной сети, пригодной для скоростей до 400 км/ч. В России сейчас не производят контактный провод для соответствующей нагрузки из легированных металлов, так что если не начать это делать на стадии проектирования ВСМ, то придется покупать его за рубежом.

Со всем остальным дела обстоят достаточно благополучно. Как пример – стрелочные переводы, позволяющие поезду двигаться на боковой путь со скоростью 160 км/ч. «Одно из соглашений по их поставке уже подписано с заводом в Новосибирске, – отмечает А. Мишарин. – Хорошо, что сегодня мы сами производим рельсы для высокоскоростного движения благодаря инвестициям ЕВРАЗа. Надеюсь, что и «Мечел» подключится».

Еще один важный вопрос связан с выбором подвижного состава. Президент компании «Сименс» в России и вице-президент «Сименс АГ» Дитрих Мёллер считает, что в принципе технически Россия готова к строительству ВСМ. «Уже есть «Сапсан» и огромный опыт оперирования этим поездом, – утверждает он. – Что касается нового подвижного состава, то есть международная практика, на базе которой можно создать «Сапсан-2». По словам Д.Мёллера, стоит, например, использовать методики русифицирования европейских поездов для широкой колеи, российского климата и систем безопасности. Важно подчеркнуть, что ВСМ Москва – Казань может включать не только пассажирское, но и грузовое сообщение со скоростями 200 км/ч. Кстати, по мнению Д. Мёллера, на базе «Уральских локомотивов» уже разработаны технологии производства алюминиевых кузовов для скоростных поездов. 

Как выросла Иокогама

Япония стала первой в мире страной, где была создана система высоко­скоростных железных дорог. Уже 50 лет они работают, демонстрируя беспрецедентный уровень безопасности и эффективности, внося весомый вклад в развитие национальной экономики. Проекты ВСМ в Японии всегда рассматривались как флагманы территориального развития.

Одним из наиболее успешных кейсов считается Иокогама, город в 30 км от Токио, имевший все шансы стать спальным районом. Столица вытягивала из него ресурсы, транспортные объекты уходили на намывные территории, а бизнес не задерживался. Городские власти приняли решение развивать местную экономику независимо от Токио. Вначале это не принесло успеха, и за 10 лет было возведено всего лишь 10 крупных зданий коммерческой недвижимости. Но в 1985 году построили ст. Токайдо на скоростной дороге Токио – Осака, проложенной еще в 1964-м. Стоимость размещения бизнеса в Иокогаме была гораздо ниже, чем в Токио, поэтому сюда устремились компании, для того чтобы открывать фронт-офисы. Это придало развитию города абсолютно новую динамику: за 25 лет население Иокогамы увеличилось с 2,5 до 3,5 млн человек.

Россия тоже может получить значимый экономический и социальный эффект от строительства ВСМ. Необходимая законодательная база для нового проекта во многом уже сформирована, и главное – есть положительные примеры скоростных автодорог, опыт которых можно использовать при проектировании ВСМ. Техничес­кие решения частично готовы, остальные разрабатываются, да и в мировой практике немало успешных кейсов, с которых можно взять пример. Словом, перспективы вполне благоприятные.

Марина Ермоленко

Больше фотографий можно найти в официальном фотобанке форума.